МУЗЫКА, СКАНДАЛЫ, ШОУ-БИЗНЕС

 

Самое скандальное шоу в рунете

 Поддержка: немецкая зубная паста "SILСA"

   Не забудьте добавить ШОУ в ИЗБРАННОЕ вашего браузера. Сенкс.

ГЛАВНАЯ

АФИША

ВСЕ ШОУ

ПОДПИСКА

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ

ЧАТ ШОУ

 

Самое скандальное шоу в рунете

   Не забудьте добавить ШОУ в ИЗБРАННОЕ вашего браузера. Сенкс.

Цитата недели

 

05 января 2003

 

Персонажи недели

День за два идет тогда, когда день более полон жизни, чем обычный. Пусть каждый день станет таким!

Гуру

Кен

Итоги музыкального 2002 года: анализ и тенденции

Оговорюсь, что речь о событиях во всех жанрах популярной музыки, которые подпадают под понятие русского шоу-бизнеса, уж каков он есть. Стоит поделить эти итоги на несколько структурных групп: звезды года, открытия года, падения года, музыкальная информационная среда (СМИ), клубный бизнес.

Звезды года.

Главной тенденцией 2002 года, как уже очевидно, стало укрепление позиций Клана Примадонны. В кооперации с Игорем КРУТЫМ Алла ПУГАЧЕВА смогла овладеть таким важным инструментом власти, как телевидение. С покупкой КРУТЫМ Пугачева и Киркоровтелеканала МУЗ-ТВ стало обыденным делом непрекращающиеся показы сольных концертов артистов клана. Самой ПУГАЧЕВОЙ, Филиппа КИРКОРОВа, Кристины ОРБАКАЙТЕ, Максима ГАЛКИНа и сборных концертов с их участием. Сегодня невозможно проведение в России ни одного значимого поп-события без поддержки Клана. Все большие и малые фестивали, телепрограммы, праздничные концерты и вручения любых наград не могут стать статусными без участия представителей Клана. Ссора любого артиста с представителем Клана почти наверняка способна поставить крест на его карьере. При этом ПУГАЧЕВА + КРУТОЙ гарантируют профессионализм постановочной части больших концертов, беспроигрышность в глазах массового зрителя, огромный авторитет и опыт в шоу-бизнесе.

ТатуС другой стороны, поднимается новая генерация музыкальной звездности. Это выпестованные относительно независимыми продюсерами молодые ребята, действующие по методу стандартных бизнес-проектов. Вложение денег в раскрутку, симпатичный по ряду причин продукт, появление таким способом свежего продаваемого бренда и агрессивная продажа этого бренда. Я имею в виду прежде всего ТАТУ и АЛСУ, но за ними идет еще с десяток подобных групп. За каждой из них стоит конкретный человек. И вот именно продюсирование этими методами имеет самое радужное будущее на просторах России. Поскольку приверженность нашего человека рекламе и вере его в ТВ играет самую стимулирующую роль для бизнес-проектов, ориентированных на медийную обработку сознания обывателей, прежде всего подростков от 10 до 19 лет. Причем калькирование методов со стандартной рекламной политики ширпотреба, например, Procter&Gamble, ведет к еще более поразительным успехам продаж.

Таким образом, мы имеем пару взаимопротивоположных действий на рынке музыкальных продуктов. На практике оба они часто пересекаются. Однако простейшее сравнение итогов, будем говорить, хозяйственной деятельности показывает, что вторая группа более рентабельна, лучше организована, чем первая. 2002 год оказался крайне сложным для Клана. Несмотря на очевидные успехи в консолидации вокруг себя мощных ресурсов шоу-бизнеса, семья ПУГАЧЕВОЙ в крайне тяжелом финансовом положении. Отчасти влияет суперзатратность мюзикла ЧИКАГО, но немалую долю сыграло отсутствие минимизации расходов, характерное для независимых продюсеров.

Итак, главными звездами 2002 года остались непререкаемые АЛЛА ПУГАЧЕВА и ФИЛИПП КИРКОРОВ. Соперницы Аллы Борисовны сдали. АлсуАЛСУ влачила невнятно-амебное состояние, а концерты в Москве стали самым провальным и дорогостоящим мероприятием года. Анжелика ВАРУМ уснула в тени мужа, ЗЕМФИРА выпустила откровенно слабый альбом и даже не смогла достойно представить его в Москве, с тем, чтобы подтвердить былые авансы. ЧИЧЕРИНА больше светилась в рекламе и дуэтах, так и не подучившись петь, несмотря на наличие свободного времени и московских педагогов. Про многие проекты уже неудобно говорить в конце года, хотя в начале года они были весьма на слуху: ЧЕРНИКОВА, КРАСКИ, ЖАСМИН, DEMO, САША и т.п. Канули в небытие, или не могут появиться с приличным хитом, что смерти подобно в быстротекущей стремнине шоу-биза. Кто-то смог удержаться и закрепиться. Это многоопытные МЕЛАДЗЕ, ГАЗМАНОВ, АГУТИН.

Это то, что касается главных звезд шоу-бизнеса в этом году. Однако появилось несколько многообещающих проектов, и я скажу о них в Открытиях года.

Открытия года.

Ох-х, сказал бы я так, что и нет этих самых открытий. Но, однако же, есть на нашем горизонте интересные такие персонажи. Ехидный Гуру Кен мог бы назвать их нечто приличным. Прежде всего, это ТАТУ. ТАТУ со своим агрессивным имиджем маленьких девчонок в коротеньких юбчонках, гульфиках-гольфиках, и прочих девических прибамбасиках откровенно сыграли на провокациях, на модном танцевальном саунде. Что не смогло не сказаться и на том, что они смогли пробиться во все европейские чарты, чего отродясь не бывало с нашими данс-артистами. Примерно то же самое смогла продемонстрировать и ДИСКОТЕКА АВАРИЯ. Но надо сказать, что успехи их менее значительны. В отличие от ТАТУ европейское их признание весьма сомнительно, и я писал об этом в одном из Гуру Кен – ШОУ. Что же касается собственно музыкальной составляющей, то надо признаться, что она значительно слабее, нежели аранжировочные таланты ТАТУ. Но при этом ориентирована на более сегментированную, российскую до глубину души, часть аудитории. Как-то совковые дискотеки, как-то танполы на заброшенных пустырях сельских пейзажей, и некие пустнные поля-пашни отечественного земледельческого домохозяйства.

Что касается новинок, то вы видите, что их всего две. Можно было бы причислить сюда кого-то из рокеров, но никто из них, кроме одного, о нем о речь ниже, себя не показал как новая звезда. Как это ни прискорбно, новой генерации рокеров у нас не появилось, а всяческие поп-рокеры, как то петкуны-меткуны, умерли смертью храбрых в борьбе с американскиим мюзиклами. Умерли, и могилка их там с крестиком стоит. Здесь умер Петкун, звезда мюзикла. Гениального такого мюзикла, хорошо, что не Норд-Оста.

ПеткунВот я бы, при всем своем скептическом отношении к мюзиклам, назвал бы появление мюзиклов в главных открытиях года. Это не совсем верно с календарной точки зрения, но весьма точно с позиции обычного, рядового, приятного глазу, бредущего неровной такой походкой, российского обывателя. Они впервые узнали слово мюзикл в полном масштабе. Чуть не в каждой телепередаче про них рассказывается, москвичи имеют возможность на счастье на это сходить. А может, на несчастье, не стану судить. И гости столицы тоже. Но свою долю в шоу-бизнесе, какую-то часть средств, которые среднестатистический россиянин тратит на потеху, они однозначно отобрали. Отгрызли, можно сказать.

Даже не стану сравнивать эти продукты. Музыкальная составляющая мюзиклов весьма среднепосредственного качества, сравнить их с музыкальной составляющей концерта какого-нибудь ФИЛА КОЛЛИНЗА просто нереально, но отличия для слушателя все же есть. Это отличие в хитах. В Америке, например, если в мюзикле не звучит хит, это не мюзикл. У нас в хиты вышла только одна песня, и мы ее знаем, поэтому будем считать, что самый успешный для российского глаза и уха оказался Нотр ДАМ ДЕ ПАРИ. Хотя я не уверен, что для америкозов или французов это звучит гордо, что какие-то там русские или там финны что-то предпочли другому. Для них все это, если не ИХ, то тогда сам дурак. В данном случае дурак будет русский. Ну и хрен с ним.

Теперь о главном открытии года. Это ЛЕНИНГРАД, произнесу широко и гордо это имя. Не сразу выговорил-выписал его, и не совсем это верно опять же с календарной точки зрения. Вот продвинутый журнал ОМ еще в прошлом году назвал его открытием. Но для того, бредущего неровной походкой, все же именно в этом году это есть открытие и суперсенсация. Не забуду, как осенью отплясывал я вместе со всей толпой в попсовом дискотечном клубе Омска со стриптизом и официантами под Вэ-Вэ-Вэ-Ленинград-Спб-Точка-Ру. И причем не одну раз за ночь!!! Вот что такое ЛЕНИНГРАД в этом году!

Падения года.

Падения года представляются мне наиболее знаковым и многозначительным. Можно было бы сразу и счестно сказать, что падение года это то, что было открытием или звездой прошлого года. И все было бы не так. Потому что в прошлом году, ПУГАЧЕВА и КИРКОРОВ были звездами года, и ими же и остались. В этом году грандиозное падение у Земфиры, грандиоозное падение у Петкуна. Забавно, что звезды второго эшелена, звездульки, так сказать, не смогли и близко подойти к нашим замечательным гипер-пупер звездам. Всякиме там ВЕТЛИЦКИЕ и прочие ОВСИЕНКО исчезли просто с горизогнтов, с точки зрения людей, не ходящих на частные банкеты за пять штук баксов.

Анализируя закономерности падений, можно признать, что герои поп-рока сдали в этом году позиции кардинально. И по всем показателям. БИ-2 не смогли сделать с точки зрения музыкальности ничего, и дуэт с ЧИЧЕРИНОЙ в этом ряду не исключение. Музыкальной же генерации того всплеска, того взрыва, когда появился впервые Лагутенко, появилась Земфира, что-то мы не видим. Видимо, этот жанр, поп-рока, себя исчерпал. Подождем, что скажет Миша КОЗЫРЕВ. А МИША КОЗЫРЕВ пока что-то помалкивает. Видимо, и у него порох в пороховницах подзакончился, и пора сесть, выпить водки.

О СМИ.

Информационная среда в России всегда была странной субстанцией, и традиционное для мира деление на печатные средства массовой информации, интернет-издания, и радиостанции в России имеет такой подозрительно эфемерный вид. Интернета в большинстве страны нет, слово только слышали такое. Покупать что-либо печатное или там иллюстрированное нет ни денег, ни желания. Тем более, что и читать потом внимательно не удастся, в мыслях-то, сколько потрачено за этот эжурнал.

Поэтом основным средством коммуникации было и осталось телевидение. И надо сказать, что телевизионные подвижки в этом смысле глобальны. Мы уже говорили о том, что МУЗ-ТВ перешло в руки КРУТОГО, на МТВ-Россия также поменялось руководство, пришла новая генерация и посмотрим, как оно что и чего. Но сдвиги совершенно очевидны в сторону совершенно тотальной развлекательности. Как ни крути, попса победила в этом году, и если в прошлом году были какие-то порывы, что не рок пусть, но поп-рок, пытался пробиться к сердцу слушателя, то в этом году попса победила совсем, причем совершенно малой кровью. Потеряв на поле боя неких гнмногочисленных павших бойцов, а вот остальные все живы и прекрасно себя чувствуют. Рок и поп-рок ушел в темный чулан под именем Андерграунд. Поп-исполнители же прекрасно себя чувствуют. Мог бы назвать ДАНКО, мог бы назвать АЛСУ, но тут скорее упомянуть - не упомянуть, обидеть - не обидеть. Не буду кого-то забывать.
Данко
В этом смысле характерна роль так называемой Фабрик звезд и прочих реалити-шоу. Телевидение не просто формулирует музыкальные вкусы большинства, оно начинает порождать неких генетических уродов, проявляясь на экране с неслабой периодичностью. Телевидение вгоняет в сознание обывателей этих модифицированных уродцев. И делает это превосходно, успешно, точно так же, как оно справляется с замалчиванием неких там оппозиционных акций неких политических оппозиций. То есть политтехнологии торжествуют, и политтехнологи в лице Глеба ПАВЛОВСКОГО и прочих глебов торжествуют по полной программе. И точно так же эти технологии уверенно себя чувствуют в области музыкальной масовой политики. Что бы ни писали советники президента Путина ЗЫКИНА и КОБЗОН. Телевидение превратилось в серьезную силу, и на сегодня это самый яркий, массовый канал коммуникаций в стране.

Если говорить о музыкальном вещании, то, как ни крути, хотим мы или не хотим, но не МТВ или Муз-Тв определяет массовые потребности народа, а все-таки ОРТ. Это как как канал, имеющий наибольшую долю аудитории, и кстати, в том числе и по молодежи, по данным Гэллапа. И если взять годовую статистику по вещанию ОРТ, то мы увидим, что большая часть музыкального вещания Первого канала занимали именно большие программы, концерты с участием поп-звезд, всем нам хорошо до боли, до рези в желудке известным. И это тоже очередная тенденция. Такая вновь утвердившаяся структуа.

Хорошо еще, что питерские звезды пока не так сильны в музыке, как в политике и пр. Но это как в финальном КВНе, когда питерская команда выразилась: если победим, скажут, что питерская мафия подыграла, если проиграем, скажут, куда же Путин смотрел. Так что займем лучше второе место. Ну со вторым местом так и происходит. Питерские музыканты, и рок-музыканты, и поп-музыканты, перетягиваются понемногу в Москву. Это такая естественная тенденция. Перетягиваются и даже переехавшие в Америку, как КАШИН, перетягиваются и без Америки, как все остальные, но перетягиваются. Процесс очевиден.

Можно еще сказать и про радио, интернет и печатные издания. Коротко. Что касается радио, то очевидного лидера в эфире сейчас нет. Аудитория несколько структурировалась между Нашим радио, Русским, Шансоном и Европой плюс, и другими, имеющими маленькие свои дольки аудитории. Фаворита как такового нет, но если взять общий ряд звучания, то если иметь в виду, что Наше радио играет условно рок, как некий рок-оплот, что все остальные станции в эфире Москвы окажутся откровенно попсового звучания. Поэтому поток разделен как 90% поп-музыки на 10% того, что условно можно назвать роком. Таковы тенденции.

Что касется газет, то влияние таковых совсем маленькое, говоря о массовой аудитории. Но надо признать, что за год появилось некоторе количество газет, журнальчиков там цветных, газет, которые с удовольствием пишут о музыке. Совершенно непонятно, кто это читает. Видимо, в основном, сами артисты, которые за эти статьи платят деньги. Влияние их где-то 0 целых 0 десятых. Такого нельзя сказать, правда, об отдельных старых устоявшихся изданиях, типа Московского Комсомольца, которые диктуют в какой-то степени музыкальную моду. Появилось целая генерация так называемой желтой прессы, которая с удовольствием пишет о музыкальных и около музыкальных скандалах, и при этом относительно популярны в силу дешевизны. Это и новая газета ДЕНЬ, и давно известная Экспресс- Газета, и прочие. Они играют свою роль, и мы на своем портале Гуру Кен - ШОУ используем с удовольствием их в качестве источников. Они пишут о том, о чем народ хочет знать, и не вижу причиин, почему бы ему этого не знать.

Что касается интернета, то тенденции значительны и заметны. При общем росте аудитории интернета, и при снижении в ряде крупных городов платы за доступ в паутину, совершенно очевидно, что множество ранее популярных ранее порталов о музыке и шоу-бизнесе скончались тихой смертью, не выдержав конккуренции с более мощными. И на сегодня главную роль на интернет-рынке играют мощные слаженные информационные структуры. Это, конечно, в первую очередь, Интермедиа, ну и старые порталы как Звуки.Ру , Звуков.Нет, Музыка, Ком.Уа и др.
Те, кто был, тот и остался, а прочие все умерли. Какие-то попытки создать альтернативу бронтозаврам споткнулись на вечную проблему нерентабельности этих проектов. О чем подумывает и Гуру Кен, почесывая свою задницу и тянясь за очередной рюмкой чая. А что делать? Куда деваться? И кто виноват? Традиционные русские вопросы.

Ну да жизнь изобретет какие-то новые выходы и решения. В утешение нашим кулибиным могу сказать, что и в мировом медиа-социуме точно такая же тенденция. Крупнейшие информационные музыкальные монстры-порталы развиваются, чего нельзя никак сказать о замечательных альтернативных сайтах, сайтиках и страничках. Которые рождаются на голом энтузиазме, и там же умирают такой же тихой смертью на просторах этой самой Паутины. Затягивает, сосут из них соки эти злые паучки, интернет-гиганты.

И наконец переходим к разделу клубного бизнеса.

Клубы.

Клубный бизнес в России трансформировался в такой интересный гибрид. Говорить буду преимущественно о Москве, поскольку хорошо знаю именно этот город, однако поездки в другие города говорят о схожести картины с московской ситуацией. Ситуация забавна. Клубы без какой-то определенной музыкальной ориентации мы отметаем, поскольку это скорее обычные кафе с музыкой. Если же брать клубы с музыкальной политикой, то ли это танцполы, то ли это рок-клубы с живой музыкой, то ли поп-сцена с фонограммной, как правило, музыкой, пропорции складываются следующие.

Танцполы как наименее затратная вещь для хозяев заведения, превалируют в общем количестве. Хотя именно в Москве, поскольку овес нынче дорог, арендная плата за каждый квадратный метр весьма высока, и хозяева предпочитают заставить каждый из этих метров столиками, и выжимать из них ресторанные барыши. В других городах такой проблемы нет, и практически во всех городах, начиная с областных, развиваются гигантские танцполы.

Что касается рок-клубов, они занимают порядка 5 процентов от общего количества, зато они весьма известны и охотно посещаемы. Реально функционирующих из них, при нашей-то трудной жизни, 1-2 на средний город, для Москвы это 7-10. Это то количество, которое в состоянии существовать, привлекая к сотрудничеству достаточно известных артистов, которых и так не очень много в этом жанре, и при количестве публики, готовой платить за концерты этих звезд.

Наконец, одна из самых массовых в стране, самая популярная категория клубов, это поп-клубы с концертами поп-исполнителей. Поскольку аппаратура для воспроизведения фонограмм есть везде, и затраты на концерты ограничиваются подтанцовочкой, костюмчиком и макияжем, такой клуб несложно соорудить. Поскольку для жанра танцевальной музыки не столь уж важен даже и исполнитель, известен он или неизвестен, берется одна звезда с тремя-четыремя песнями. А уж за ним идет кавалькада артистов, совершенно неизвестных, или известных только собственным соседям. Да и соседям тоже зачастую неизвестных. Под это можно танцевать, можно выпивать водочку, и значит, дело катит и приносит неплохие доходы, а значит, живая вещь.

Андерграундных клубов за пределами двух столиц я вообще не обнаружил. Может, и не надо нам про них знать, в силу их специфики. Но в Москве и Питере они есть, они реальны, и пусть живут дальше. Ведь, если кто не знает, именно андерграунд и авангард являются плотью и кровью массовой культуры, именно она всегда ассимилировала эксперименты в свою струю. Она подпитывалась экспериментами и вводила это дело в широкие массы. То, что имело смысл вводить в широкие массы.

Итоги общие

Таковы тенденции. Скажем так. Попса в этом году победила. Не буду оценивать, плохо это или хорошо, но это факт.
Да здравствуют победители. Танцуйте, побежденные.
Всегда побеждает любовь.
 

Гуру Кен

Вернуться на главную

Рекламная служба Гуру Кен - ШОУ

Приглашения на мероприятия посредством электронной почты.
 

Поддержка: немецкая зубная паста "SILСA"

Гуру Кен

Гуру Кен

Сергей Майоров

Оскар Кучера

Игорь Николаев

Борис Гребенщиков

Глеб Самойлов

Константин Кинчев

Ночные Снайперы

Шевчук

Александр Маршал

Григорий Лепс

Агата Кристи

Сплин

Король и шут

Аквариум

Пикник

Чайф

Дельфин

Кипелов

ППК

Кристина Орбакайте

Веселые ребята

Алсу

Здоб ши Здуб

Мадонна

Уитни Хьюстон

Модерн Токинг

Тина Тернер

Алла Пугачева

Иван Шаповалов

Юля Волкова

  

   Напоминаем, что точка зрения Гуру Кена является частной точкой зрения критика. Гуру Кен не несет ответственности за неправильное истолкование его высказываний.  Автор не убежден в  достоверности легенд и слухов московской шоу-тусовки, и не обязуется приводить источников слухов и легенд. Использование материалов рассылки и сайта Гуру Кена разрешено при условии обязательного упоминания "ГУРУ КЕН - ШОУ" и обязательного уведомления автора  о факте цитирования. Вниманию арт-директоров, продюсеров и промоутеров: приглашения на мероприятия принимаются, однако автор не гарантирует как присутствия, так и факта рецензии. Вниманию спонсоров: предложения обсуждаются.
Используются технологии uCoz