МУЗЫКА, СКАНДАЛЫ, ШОУ-БИЗНЕС

 

Самое скандальное шоу в рунете

 Поддержка: немецкая зубная паста "SILСA"

   Не забудьте добавить ШОУ в ИЗБРАННОЕ вашего браузера. Сенкс.

ГЛАВНАЯ

АФИША

ВСЕ ШОУ

ПОДПИСКА

ФОРУМ

ГОСТЕВАЯ

ЧАТ ШОУ

Лента новостей шоу-бизнеса

20 января 2003 РОМАН ПЕТРЕНКО ДЕЛАЕТ ПРИБЫЛЬНЫМ КАНАЛ ТНТ

Роман Петренко – создатель самой успешной на данный момент компании на российском телевидении. Под его руководством СТС стала первой в нашей стране телекомпанией, принесшей прибыль учредителям. Теперь перед Петренко стоит новая цель – возглавляемая им сеть ТНТ должна стать лидером развлекательного телевещания. Но для этого ей нужно как минимум обойти СТС…

В один из морозных дней января 1998 года в офисе компании Mars раздался звонок. Звонивший представился консультантом хэдхантингового агентства Korn/Ferry и предложил директору по маркетингу Mars возглавить телекомпанию СТС. «Простите, это шутка? – возмутился директор. – Я не знаю такой телекомпании». С этого звонка началась телевизионная карьера одного из самых успешных менеджеров на российском рынке СМИ.

Первые университеты

Роман Петренко возглавил телеканал СТС в апреле 1998 года. До этого он прошел путь от начальника корабельной радиостанции на рыболовецком судне, переводчика в мурманском «Интуристе», владельца собственного туристического кооператива, организовывавшего поездки иностранцев в девственную тундру до одного из первых брэнд- менеджеров компании Unilever и директора по маркетингу в транснациональных корпорациях R.J.Reynolds и Mars. Прежде чем принять предложение Story First Communications (владеет 75% акций СТС), Роман Петренко думал целых три месяца. К концу марта руководству Story First все-таки удалось убедить Романа согласиться. «Телевизионному рынку не хватало свежей крови, и я подумал, что могу ее добавить», – вспоминает Петренко. Отсутствие опыта работы на телевидении Романа не смущало. У него даже было преимущество перед другими руководителями телеканалов: владение передовыми технологиями менеджмента и маркетинга.

Новому руководителю СТС в первую очередь пришлось бороться с убежденностью большинства сотрудников в том, что к телевидению законы бизнеса не применимы. «Абсолютно очевидные для меня вещи (раз мы занимаемся бизнесом, он должен приносить прибыль), для остальных отнюдь не были бесспорными. Мне понадобился год, чтобы понять – этих людей не изменить». Бурный рост телекомпании начался только после того, как были уволены 90% прежних управленцев.

Довольно жесткая кадровая политика вкупе с продуманными маркетинговыми решениями (создание и эффективное продвижение брэнда «Первое развлекательное телевидение», активная работа с региональными партнерами) принесла свои плоды. Если к моменту прихода Петренко на СТС доходы телекомпании были сопоставимы с ее убытками, то последние три года доходы СТС удваивались ежегодно, а по итогам 2001 года СТС стал первым прибыльным телеканалом в России. Сверхзадача, которую поставили перед Петренко акционеры – стать самым популярным развлекательным каналом, была достигнута.

Тем не менее в апреле 2002 года Роман Петренко был вынужден оставить пост генерального директора СТС.

Из огня да в полымя

Решение акционеров не стало для Петренко неожиданным. «Разногласия с Альфа-банком (у него 25% акций СТС. – Прим. «Ко») по вопросам дальнейшего развития компании начались как минимум за полгода до моего ухода из СТС. Я знал, что рано или поздно это случится», – рассказывает Роман. Акционерам канала, по мнению Петренко, пришло время решать: либо вкладывать в СТС серьезные инвестиции, чтобы полноценно конкурировать с ОРТ, РТР и НТВ, либо сохранять за собой четвертое место, не пытаясь перейти на качественно новый уровень. «Инвестиции – это всегда риск, к которому акционеры, особенно российские, оказались не готовы, – говорит Петренко, отнесшийся к потере работы, по его собственным словам, философски. – Хотя, конечно, жаль было оставлять компанию, в которую было вложено столько сил».

Уйдя с канала СТС, бывший гендиректор отправился на две недели в Танзанию, где совершил 800-километровый велосипедный переход через саванну. По возвращении в Москву Петренко вновь предложили поработать на телевидении. Борис Йордан, генеральный директор «Газпром-медиа» и телеканала НТВ, пригласил Романа Петренко занять пост своего заместителя по маркетингу в «газпромовском» холдинге и возглавить телеканал ТНТ. «Моей первой внутренней реакцией был отказ. Казалось, что это пройденный путь, что это уже неинтересно, – вспоминает Петренко. – Но телевидение засасывает».

На новом месте Петренко столкнулся с экстремальными условиями. Покинув прибыльную СТС, Роман возглавил телекомпанию, закончившую 2001 год со значительными убытками. Доход ТНТ в 2001 году составил всего $9 млн (для сравнения: в 2002 году доход ТНТ составил $17,5 млн, а СТС, по некоторым оценкам, – порядка $55 млн). По данным TNS Gallup Media, среднесуточная доля аудитории канала по России не превышала 2,5 – 3% (согласно тем же данным, доля СТС в это время, то есть в период с января по май 2002 года, составляла 5,6 – 6,7%).

Низкие показатели никак не повлияли на амбициозность задач, поставленных перед Петренко: выйти к концу 2003 года на безубыточность и достичь 7-процентной доли целевой аудитории (18 – 45 лет), то есть войти в пятерку, а то и в четверку самых популярных телеканалов России. «Все это – при минимуме инвестиций, при вдвое меньшем, чем на конкурирующих каналах, бюджете затрат», – уточняет гендиректор ТНТ.

Возглавив ТНТ, Петренко вновь начал с формирования команды. Интересно, что в конце 1997 года, прямо перед приходом Петренко на СТС, большая часть людей ушла оттуда в «Медиа-Мост» – создавать ТНТ. Основу новой команды ТНТ составили как сотрудники, перешедшие с СТС на ТНТ вслед за Романом, так и «ветераны» ТНТ – остался весь технический департамент, а также отдел, отвечающий за развитие сети.

Следующим шагом стало формирование новой программной сетки, из которой были удалены практически все старые передачи ТНТ, кроме мультфильмов и программы «Времечко». Вместо них ТНТ запустила повторы «Империи страсти» и других развлекательных шоу с Николаем Фоменко, ток-шоу «Продолжение следует» с Юлией Меньшовой и игры «О, счастливчик!». «Нужно было заткнуть дыры и подтянуть рейтинги при отсутствии времени, денег и долгосрочной стратегии. Эту роль программы-ветераны с успехом выполнили», – поясняет Петренко. На ТНТ перешла с СТС высокорейтинговая программа «Окна», появилась передача «ТНТ-Спорт».

В телекомпании впервые был создан маркетинговый отдел. Его основная задача - построение брэнда ТНТ в новом сезоне: промоушн (эфирный и внеэфирный), создание нового имиджа канала, разработка стилистики и графического оформления эфира.

В настоящее время ТНТ занимается также улучшением работы существующих станций сети и расширением охвата телеканала, особенно в Москве – в увеличение охвата московских домохозяйств с 65% до 80% в 2003 году «Газпром-медиа» планирует вложить $6 млн.

Осталось только выстрелить

Несмотря на то что за прошедшие с начала августа пять месяцев Петренко удалось с помощью новой сетки увеличить долю аудитории канала в полтора раза, в ближайшее время ТНТ вновь полностью изменит облик. «Когда мы летом запускали новую сетку, у нас еще не было никакой концепции развития брэнда. Была только задача – быстро увеличить рейтинг канала. Следующий этап – полный перезапуск канала 15 февраля. Все уже готово, осталось только выстрелить», – комментирует глава ТНТ.

В этом году Петренко намерен удвоить долю аудитории сети по сравнению с 2002 годом («это – сверхзадача»), то есть отнять еще большую часть аудитории у конкурирующих каналов – в том числе и у тех, в которые вкладываются средства, какими ТНТ просто не обладает. Петренко считает, что ничего невозможного в этом нет. «Чтобы понять, как отнять долю аудитории у других каналов, нужно выявить их слабости. Мне кажется, что самая большая слабость большинства российских каналов – их похожесть друг на друга. Российское телевидение научилось хорошо делать три вещи: криминальные сериалы, новости и всевозможные quiz-show, построенные по принципу «вопрос-ответ». Эти ходы отточены и успешно используются всеми телекомпаниями, особенно крупными федеральными каналами. Конкурировать с ними на этом поле не стоит.

Наша сила в том, – продолжает Петренко, – чтобы не пытаться делать канал по типу ОРТ и РТР, а стараться удовлетворить те потребности зрителей, которые еще не удовлетворены другими каналами». В новом сезоне ТНТ станет показывать не просто кино, а комедии, а вместо обычного утреннего шоу с гостями в студии зрителям будут предложены программы телеканала Discovery. Таким образом, Петренко противопоставит созданной им же самим на СТС торговой марке «Кино в 21:00» ежедневные комедии в 21:30, а reality-шоу типа «Гарем» – программу «Жизнь жестче» (экранизация жизненных историй). Ток-шоу «Окна» уже побило по рейтингам аналогичную программу СТС «Большой куш» с Отаром Кушанашвили («Большой куш» не смог набрать нужного рейтинга и больше не выходит).

«Секрет нашей стратегии – уникальное программное предложение. В мире нет ни одного канала, который применял бы подобную стратегию. Это говорит о том, что она достаточно опасна. Но мне кажется, наша стратегия должна стать успешной», – утверждает Петренко.

Концепция развлекательного канала полностью укладывается в планы «Газпром-медиа» по созданию телевизионного холдинга, при работе с которым рекламодатель мог бы охватить разные категории зрителей – по тому же принципу продает рекламные возможности ОРТ, РТР, Ren-TV и СТС компания «Видео Интернэшнл». Информационный канал НТВ и развлекательный ТНТ, по планам главы «Газпром-медиа» Бориса Йордана, к концу 2003 года должны достичь 25-процентной доли рынка телевизионных СМИ (сейчас двум каналам, по словам Йордана, принадлежит 21% рынка). «Для «Газпром-медиа» ТНТ не дополнительная нагрузка, а самодостаточный канал. Канал, в развитие которого мы будем инвестировать», – утверждает Йордан. Петренко считает, что дополнительные инвестиции каналу пока не нужны: «Стратегия, реализуемая на ТНТ, не требует дополнительного финансирования в 2003 году. К тому же в этом году мы выйдем на безубыточность».

Тем не менее некоторые финансовые вливания в канал все-таки ожидаются. На ТНТ не разглашают, какая именно сумма достанется сети от $100-миллионной сделки «Газпрома» с новым акционером медиа- холдинга – АКБ «Еврофинанс», но известно, что помимо дополнительных инвестиций банк взял на себя реструктуризацию долгов ТНТ перед «Газпромом», пик выплат которых приходится на следующий год.

Вечный бой

Каково это – конкурировать с компанией, которую сам же создал? «Поначалу было очень тяжело, – рассказывает Петренко. – Я до сих пор испытываю теплые чувства к СТС и даже смотрю СТС чаще, чем ТНТ. Канал ТНТ я начну смотреть, начиная с 15 февраля». Но второй телевизионный проект, по мнению Петренко, реализовывать легче, чем первый. И, как ни странно, гораздо интереснее. «На СТС мы вместе учились. Сейчас мы уже окончили первые университеты и знаем, что и как надо делать. Вместе с тем мы не хотим точно повторять пройденный путь. Сходство с СТС было бы для нас большим минусом», – говорит Петренко.

Но определенное сходство с СТС у ТНТ все же есть – в стиле управления и корпоративной политике. Корпоративный кодекс, созданный Петренко в первый год его работы на СТС, перекочевал вслед за ним на ТНТ. Петренко опять делает ставку на сплоченный коллектив, от которого у руководства нет секретов. «Команда, сложившаяся на ТНТ, состоит из людей, не требующих дополнительного подталкивания. Потому что подталкивать – это не мой стиль работы», – поясняет Роман (на ТНТ его так и называют – просто Роман и на «ты», точно так же к нему обращались и сотрудники СТС). Стиль работы гендиректора ТНТ – страсть к достижению высоких целей. «Мне кажется, человек, занимающийся бизнесом, должен обладать страстью, он должен очень хотеть достичь цели», – говорит Петренко.

Однако хватит ли гендиректору одной лишь страсти, для того чтобы вывести в лидеры развлекательного телевидения канал ТНТ? В этом уверены далеко не все. По словам исполнительного директора телесети Ren-TV Сергея Исакова, хотя стратегия развития под девизом «ТНТ помогает» и концепция комедийного кинопоказа, заявленные руководителем ТНТ, интересны с теоретической точки зрения, реализация заявленных амбициозных планов маловероятна. «Рывок, сделанный ТНТ по сравнению с началом года, не может не впечатлять. Однако годовая доля аудитории ТНТ в России составляет всего 3,5%, в то время как доля СТС – 6,55%, а Ren-TV – 5,34%. Представляете, какой нужно сделать скачок, чтобы обогнать нас? А ведь мы тоже не сидим без дела и запланировали на следующий год не менее интересную стратегию. Количество хороших комедий, на которые сделал ставку Петренко, ограничено, а притягивать комедиями среднего качества зрителей к экрану будет довольно сложно», – полагает Исаков. Впрочем, достижение телесетью ТНТ самоокупаемости к концу 2003 года исполнительный директор телесети Ren-TV считает вполне реальным.

Для Петренко же выполнение поставленной задачи – это не только вопрос финансов, но еще и вызов коллегам. «Телевидение – очень личностный бизнес, – считает гендиректор ТНТ. – Сила или слабость телекомпаний определяется силой или слабостью отдельных фигур, отдельных команд – а их всего восемь. Поэтому конкуренция приобретает личностный оттенок, почти как в единоборстве». Наверное, ничего подобного нет ни в Mars, ни в Unilever.

Резюме Романа Петренко

Год рождения: 1964

Образование: Мурманское мореходное училище (1981), Калининградское высшее морское инженерное училище (1987), MBA (LETI-Lovanium, 1990)

Профессиональный опыт:

май 2002 – настоящее время: телеканал ТНТ, генеральный директор; «Газпром-медиа», заместитель гендиректора по маркетингу

1998 – апрель 2002: телеканал СТС, генеральный директор

1996 – 1998: Mars, директор по маркетингу

1995 – 1996: R.J.Reynolds, директор по маркетингу

1993 – 1995: Mars, управляющий «портфелем» торговых марок

1991 – 1993: Unilever, брэнд-менеджер

Что такое ТНТ

Год основания: 1997

Охват сети: 75 регионов России, 600 городов, 77,5 млн человек

Акционеры: 100% акций телеканала ТНТ принадлежит холдингу «Газпром-медиа» (в настоящее время на его основе создается медиа- холдинг, 51% акций которого принадлежит «Газпрому», 49% – банку «Еврофинанс).

Бизнесмены в эфире

Руководители каналов, пришедшие на телевидение из бизнеса

Канал
Гендиректор
Личная информация
Аудитория*

НТВ
Борис Йордан
Гражданин США, профессиональный инвестиционный банкир (возглавлял российское отделение CS First Boston; основал компанию «Ренессанс Капитал»). На должность гендиректора был приглашен холдингом «Газпром-Медиа» в ходе конфликта с командой Евгения Киселева
14,4

СТС
Александр Роднянский
Основатель украинского канала «1+1», известный продюсер. Гендиректором СТС стал по приглашению Альфа-банка
6,53

ТВС
Руслан Терекбаев
Бывший гендиректор «Радио Максимум», директор по маркетингу компании IBS, глава «Медиа-ресурс холдинг» (входит в «Базовый элемент» Олега Дерипаски). Компромиссная фигура, устроившая всех участников консорциума олигархов «Медиа-социум», владеющего ТВС
3,36

*Средняя доля аудитории телеканала по России с января по ноябрь 2002 года по данным TNS Gallup Media



Компания


Вернуться на главную

Рекламная служба Гуру Кен - ШОУ

Приглашения на мероприятия посредством электронной почты.

   Напоминаем, что точка зрения Гуру Кена является частной точкой зрения критика. Гуру Кен не несет ответственности за неправильное истолкование его высказываний.  Автор не убежден в  достоверности легенд и слухов московской шоу-тусовки, и не обязуется приводить источников слухов и легенд. Использование материалов рассылки и сайта разрешено при условии обязательного упоминания ГУРУ КЕН - ШОУ Вниманию арт-директоров, продюсеров и промоутеров: приглашения на мероприятия принимаются. Вниманию спонсоров: предложения обсуждаются.
Используются технологии uCoz