НОЛЬ ПЕРЕИЗДАЕТСЯ. ВЕСЬ И БЕЗ
РЕЛИГИИ
Вслед за
собраниями записей Башлачева и Майка Науменко "Отделение Выход"
начинает выпуск коллекции альбомов группы Ноль. Эти записи стали
вершиной и, одновременно, знаком падения русской рок-культуры 80-х с
ее приматом драйва и текста над аранжировочными нюансами, а
непонятного и неопределимого понятия "душа" над такими разумными
сущностями, как рубли, километры и килограммы, не говоря уже о
долларах. Публичная жизнь Федора Чистякова отныне и навсегда разорвана
пополам. В первой половине остались панк на баяне, борьба с нечистой
силой, психиатрическая клиника и АО "МММ". Во второй - концерты и
альбомы последних лет, на которых он виртуозно исполняет мягкое и
прадоксальное сочетание песен из старых альбомов, инструментальных
каверов, джаз-роковой классики и песен 40-х годов. В памяти постоянно
всплывает образ и судьба основателя великой блюзовой группы Peter
Green's Fleetwood Mac Питера Грина (Peter Green). До - худой гений
блюза конца 60-х и после - одутловатый, в шапочке на макушке дедуля,
выводящий на своем любимом инструменте идеально отточенные старые
стандарты и новые хиты, но без намека на рваную искру божью. Во
временном промежутке между этими образами - наркотики, безумие, секта
и постоянные попытки вернуть музыку. Так похоже, что даже страшно. Но
ни для кого не секрет, что "никто не выйдет отсюда живым".
Уже вышел самый популярный альбом группы "Песни о безответной любви к
Родине" (1991). Он был издан на виниле большим тиражом и долгое время
оставался единственным доступным для всех категорий слушателей.
Соответственно песни "Иду, курю", "Человек и кошка", "Песня о
настоящем индейце" знают самые разные люди, иногда весьма далекие от
этой культуры. Отточенность аранжировок и беспощадность подачи
достигли необходимого баланса. Сборник хитов, иллюстрирующий
противоречия между аккуратной студийной работой и отчаянным гением
Дяди Федора Чистякова, которые перед тем как взорваться на последних
записях, качнулись в сторону порядка. Плюсы издания - многочисленные
бонусы и пять видеоклипов, среди которых и феноменальный ролик "Иду
курю". Отличительной особенностью переиздания "Песни" является
аналоговое, оригинальное звучание и цветная обложка.
Вторым переиздан альбом "Сказки" (1989). Этот альбом группы оказался
сравнительно неудачным. Правда, нынешние рок-монстры и монстрики
отдали бы, наверное, за такую неудачу все свои "вершины". Альбом
отразил тогдашнюю проблему группы Ноль. Исполняя на концертах
сумасшедший баянный панк-фолк с бешеным драйвом и самоуверенной
гаражностью, в то же время в студии они cтаралась играть правильно и
аккуратно. Получалось же затянуто и скучновато. Потому-то, наверное,
именно этот альбом и был выбран фирмой "Мелодия" для дебюта группы в
официальной грамзаписи. Альбом вышел на виниле в урезанном (без двух
композиций) виде с измененным порядком остальных песен. Тем не менее,
сразу попал в число раритетов, и остается таковым до сих пор, несмотря
на издание на CD в полном варианте. Эта программа, перенасыщенная
первобытным подростковым эротизмом ("Сказка о колбасе", "Легкая
эротика", "Вперед болты") и бесконечной тоской ("Мне не место в этом
мире"), была переходом от бесшабашного позитивизма первого альбома
"Музыка драчёвых напильников" к матерой злости "Северного буги" и "Полундры".
В настоящем переиздании "Сказки" дополнены тремя вещами ("Журавель",
"На 90 Градусов" и "Песня Про Инженеров"), записанными Фёдором
Чистяковым в сопровождении группы Дети.
Следующим будет издан альбом "Северное буги" (1990). Всего лишь третий
(по времени записи) альбом, но, пожалуй, последняя работа Ноля, про
которую можно сказать, что в ней присутствуют активная жизненная
позиция и инстинктивная попытка осознания себя в реальности и
реальности в себе. В некотором смысле страшная пластинка. Видимо,
Чистяков прикоснулся к той, черной стороне жизни, чему-то такому, что
не пережили Башлачев и Джим Моррисон (Jim Morrison), Майк Науменко и
Джанис Джоплин (Janis Joplin), с чем не справились Юрий Шевчук и
Константин Кинчев, Роберт Плант (Robert Plant)и Питер Грин. Далее
начались безуспешные поиски компромисса между окружающим панк-миром и
арт-мировосприятием.
Альбом будет дополнен двенадцатиминутным интервью, которое Фёдор
Чистяков дал Андрею Барановскому сразу после записи пластинки в 1990-м
году.
Четвертый альбомом серии - главный. Это сборник неизданного --
"Созрела Дурь". Почти никто не знал, что вообще существуют какие-то
неизданные песни Ноля. Но песни, собранные здесь под этим
ассоциативным и поэтичным названием не лезли ни в какие альбомы. И
теперь из них получился очень странный букет. Они, как и все, что
делал Ноль, о запутанной и загнанной русской душе, которую носит между
дурдомом и райкомом. Цветная, беспощадная фотография кошмарной
повседневности, реальности, давно превратившейся в русскую народную
галлюцинацию. Отчаянная "Коммунальная квартира", душераздирающая "Нам
не место в этом мире", "Кожаный соловей", основанный на народной
присказке и действительно народная, рваная и бешеная "Барыня".
Мощность, которую развивал Дядя Федор в это время, его моррисоновская
готовность безумно тратить себя во время исполнения песен,
феноменальны. Так же воспринимался ранний Шевчук, но Чистяков
единственный, чья энергетика только росла от концерта к концерту, от
записи к записи. До поры...
Еще один сюрприз - это песни, записанные Сергеем "Силей" Селюниным -
лидером группы Выход - в сопровождении Ноля' осенью 1992 года. Силя, в
сопровождении отлично сыгранного Ноля во главе с баяном Чистякова,
выглядит не просто неожиданно, а как-то даже намного серьезней, чем на
собственных альбомах. Святое бешенство Чистякова сотоварищи
переползает на композиции Выхода и они теряют расслабленность и
приобретают упругую злобу. "Год козла", "Созрела дурь" (в саду у дяди
Миши), "День большой осы", "Самцы и самки" - на этих композициях
лихость и оторванность силиного вокала и "нулевой" инструментальный
драйв сходятся в точку, за которой, как казалось, будет еще много
чего...
Продолжение должно было состояться на студии у Петра Мамонова. И оно
почти состоялось, даже была записана ритм-секция для нескольких песен.
Однако, вечером после записи, насупленный Чистяков заявил, что в
студию "Кащея Бессмертного" он больше не войдет. Через месяц Федор, в
состоянии депрессии и в целях борьбы со вселенским злом пытался
зарезать знакомую девушку. По определению суда он был направлен на
излечение в психиатрическую клинику. После выхода на волю, Федор резко
изменил мировоззрение. Теперь это мирный и спокойный человек,
великолепно играющий на своём баяне джаз и блюз, и поющий про "Старый
клён" и "Тёмную ночь". Таким, по крайней мере, ему хочется быть.
Вслед за этими четырьмя выйдут в серии и остальные альбомы группы
Ноль.
Двойной концертный альбом "Школа жизни" станет четвертным (!), но в
продажу поступит по цене двойного. Необходимость этого аттракциона
неслыханной щедрости продиктована огромным количеством качественного
материала, найденного за прошедшее время. К записи, которая с
приемлемым качеством фиксирует материал знаменитого концерта в селе
Шушары весной 1987 года и трех выступлений Ноля на фестивалях
Ленинградского Рок-клуба, а также более поздних и менее легендарных
явлений народу Дяди Федора Чистякова, добавится концерт, сыгранный во
Франции в 1991 году. Для гурманов имеется также несколько редких вещей
во главе с душераздирающей балладой "Кислотный дождь". Именно
концертные записи, вышедшие как магнитоальбом раньше студийных
альбомов, принесли группе народную любовь. В студии Чистяков, с его
базовой тягой к арт-року и альбомным мышлением, старался все сделать
аккуратно и красиво. Но концертные записи просто сбивают с ног,
расстреливают слушателя напором и динамикой. Альбом будет содержать в
себе и два больших многостраничных буклета концертных фотографий.
"Музыка драчевых напильников" (1986) (Антроп - Выход - Две Бороды) -
Фактически первый альбом Ноля, с по-мальчишески задиристым названием,
записывался зимой 1985/1986 года в студии главного российского
"пирата" Андрея Тропилло. Чувствуя кризис жанра, Тропилло в то время
усиленно занимался поисками новых групп. Два питерских школьника -
Федор Чистяков и Алексей Николаев, называвшие себя Нулевой группой,
позднее сокращенной до идеально лаконичного Ноль, стали одной из его
главных находок. Они были обычными парнями, беспричинно, по-щенячьи
позитивно настроенными. Эта запись очень далека от понятий "ненависть"
и "безнадежность". А вот отчаянного драйва, бесшабашности и
удивительной внутренней нежности на ней уже достаточно. Но все еще
впереди, а пока звучит старательный арт-рок, интонации напоминают то
Кинчева, то Майка, баян пока далеко не главный инструмент. И только
иногда, как предсказание будущего, появляются странные нотки русского
панка, взрослой безнадежности и неземной тоски. Больше Дядя Федор
веселых альбомов не записывал. Новое издание станет в два раза длиннее
за счет неизвестных "квартирных" записей -- альбома "Скрэп",
записанного ещё Нулевой группой. "Полундpа" - записанный в 1992 году и
изданный только через несколько лет -- это в каком-то смысле последний
альбом легендаpной питеpской команды. В своем роде вершина. В
некотором смысле гениальная работа. Впеpвые у гpуппы получился
уравновешенный, полноценный по художественным достоинствам студийный
альбом. Злоба на окружающую безнадегу и начинающий активно гнить труп
совка уравновешивается выросшим исполнительским мастерством. Особенно
выделяются "Русская экологическая" и "Блуждающий биоpобот". Хотя
офоpмление буклета отсылает к Кафке и Кастанеде, в песнях Дяди Федоpа
скоpее пpисутствуют ангелы и демоны Венедикта Еpофеева. И дело не в
обилии неноpмативной лексики, а в запутанной и загнанной русской душе.
Вот и носит душу эту между дуpдомом и АО МММ, котоpое, кстати, и
выступило в качестве компании, записавшей и выпустившей когда-то
первый тираж этого альбома.
Вернуться на
главную
Афиша
всех событий в Москве
Рекламная служба
Гуру Кен - ШОУ
Приглашения на мероприятия
посредством
электронной почты.