умка и "броневичок". необычный
концерт в клубе "дом"
Если
спросить меня, на чьих концертах я был чаще всего, я не задумываясь
отвечу - на Умке и "Броневичке". Никаких сомнений. Действительно, лет
пять назад я посещал концерты этой группы с завидной регулярностью. Как
и большая часть публики тех концертов, я носил расклешенные джинсы,
китайские кеды и прочее тряпье. Водил хороводы с герлами, опутанными
фенечками с головы до пят. Бородатые и очкастые дядьки поили меня
портвейном и рассказывали душещипательные истории типа "мы как-то с Аней
на Гоголях...". Страшно вспомнить... Хотя, нет, почему страшно, даже
приятно... Как мурлыкал себе под нос "Автостопный блюз", голосуя где-то
между Иркутском и Красноярском, как кормил себя сублимированной лапшой,
ибо все деньги были потрачены на обратный билет на поезд
"Санкт-Петербург - Москва". Да что рассказывать, кто не испытал все эти
добровольные тяготы и лишения жизни юного неформала. Слава Богу, я
вовремя сошел на берег с корабля русских хиппи, который до сих пор
медленно, но верно тонет...
Капитаном этого корабля была и остается небезызвестная Умка, в миру Анна
Герасимова. Именно ее песни точнее всего выражали те самые тяготы
лишений, записи именно ее квартирников бережно переписывались и
рекомендовались к обязательному прослушиванию друзьям и любовницам,
именно в ее переводе мы читали Джека Керуака. Короче, набравшись пафоса,
можно смело заявить, что преуменьшить значение этой фигуры в истории
российской музыки ну никак нельзя. Благодаря "Отделению Выход" Олега
Ковриги (между прочим, название своего лейбла, издающего всевозможных
обитателей зоопарка пресловутого "русского рока", Олег взял из песни
Умки) стало гораздо проще получать записи Умки & "Броневичка", однако,
заметив, что все последние альбомы похожи друг на друга как однояйцевые
близнецы, лично я перестал интересоваться творчеством этого коллектива.
Поменялся состав "Броневичка", группа не раз съездила на гастроли за
границу, однако музыкальная составляющая не изменилась. Тем Умка и Ко и
знамениты, что играют рок 60-х. Вудсток форева...
Каково же было мое удивление, когда я случайно встретил Аню на улице, и
она пригласила меня на свой "Необычный концерт" в клуб "Дом". В "Доме"?
Умка? Неужели наконец-то она родила нечто неординарное (кроме сына), что
вписалось в необычный "домашний" формат? Аня поведала, что группа должна
представить некое психоделическое действо. Сделав вид, что крайне
заинтригован, я пообещал прийти. Подойдя к клубу, я увидел все тех же
пиплов, тех же прокуренных тусовщиков с которыми водил хороводы пять лет
назад. Некоторые даже вспомнили мое погонялово, которое я уж и сам
подзабыл... Да, похоже, за прошедший период эти люди не изменили своим
музыкальным вкусам. Они по-прежнему мямлят те же самые слова, когда их
спрашиваешь о планах на будущее, о жизненных стратегиях. Ну что же, Аня,
наверное, публику не выбирают. Это публика выбирает кого слушать...
Надеюсь, музыканты все это время не стояли на месте в своем развитии и
покажут сегодня обещанную необычную программу.
Зайдя в клуб и осмотревшись, понимаю, что вряд ли рядовое выступление в
этих стенах какого-нибудь этно-джазового коллектива или поэта собирают
такую кучу публики. Не протолкнуться! Бородатые и очкастые дядьки
(наверное, те самые) выстроились в очередь за дешевым пивом, подростки
увлеченно обсуждают вторую серию "Властелина Колец", модно одетые
студенты делятся итогами прошедшей сессии. Одновременно с этим в зале
присутствует довольно много весьма приличной публики, взрослые люди,
которых нельзя назвать неформалами даже с очень большой натяжкой. Хотя,
причём тут неформалы? Андеграундным коллективом Умку и "Броневичок",
наверное, не осмелится назвать даже самый отважный журналист. Какой к
черту андеграунд, когда Умка легко собирает "Свалку" и с завидной
регулярностью выпускает альбомы?! Один за другим, как будто блины печет.
Что? Да, нет, ничего такого... Все это хорошо, только не называйте это
андеграундом. Андеграунд играет в "Доме" в другие дни, не сегодня.
Вот за что Умке огромное спасибо, так это за то, что практически все
концерты она начинает вовремя. И играет все запланированное время, ни
минуты меньше. Написано в афише 19:30 - значит и начнут в полвосьмого.
Этим, надо сказать, Умка выгодно отличается от большинства московских
коллективов, придя на концерт которых через полчаса после заявленного
начала, вполне можно обнаружить, что музыканты до сих пор отстраивают
аппаратуру. Этот вид раздолбайства в группе "Броневичок" искоренен и,
надеюсь, навсегда. Итак, начали. Кроме стандартного состава "Броневичка",
на сцене еще один барабанщик. В первых вещах он вторит Боре Маркову и
надо сказать, играет не очень изобретательно. Однако, "ружье" на сцене
появилось, значит - выстрелит. Согласно законам жанра.
В зале выключается абсолютно все освещение и на стену за спинами
музыкантов начинает проецироваться какое-то кинополотно, до боли
напоминающее сны Бананана из "АССЫ". Как позже выяснилось, мелькающие
картинки - дело рук авангардных кинематографистов из творческого
объединения "ВидеоДом". Какие только образы не мелькали на стене: и
призрачные купальщицы, и неоновые вывески увеселительных заведений
Лас-Вегаса, и разноцветные волны, и просто причудливые знаки, символы и
кляксы. Как позже призналась Аня, они первый раз видели этот видеоряд, и
надо отметить, что музыкальная часть выступления по ощущениям очень
соответствовала визуальной, а по уровню была гораздо профессиональнее и
интересней.
Ну, собственно, музыкальная часть. Если вы думаете, что на этом концерте
Умка как всегда спела 243 своих хита и разбавила их чем-нибудь из
новенького, то вы глубоко заблуждаетесь. На то он и необычный, концерт-
то! Песен всего чуть-чуть: "Если плыть по горизонту", "Без ничего", "Бим
или Бом", и на бис - "Станция PeaceDeath" и "Иногда не здесь".
Соответственно, каждая из трех программных песен была растянута примерно
на час. Как же так? - спросите вы. А вот так! Захотелось музыкантам
поиграть психоделику - кто ж им запретит?! Первые десять минут Анна
Георгиевна поет тексты своих песен, такие же как мне показалось,
абстрактные как и картинки за ее спиной, после чего садится на пол и
смотрит в экран и изредка говорит в микрофон странные слова на птичьем
языке. И вот тут музыканты начинают "делать звуки".
Гитарные скрипы, стоны и завывания а-ля Гэри Мур накладываются на
плотную звуковую стену. "Вкусные" басовые рифы Миши Трофименко и два
барабанщика зажигают прямо-таки не по-детски. Умка, не прекращая
рассматривать причудливые образы на стене, начинает извиваться всеми
частями тела и ее причудливая тень на экране еще круче дополняет картину
на стене. Между песнями ни секунды паузы, да и если не знать - не
понять, где заканчивается одна и начинается другая. Однако это никак не
минус. Все два часа концерта составляют одно неразрывное полотно -
музыкальное и визуальное. В какой-то момент мне удалось представить, что
я нахожусь в клубе "54" на выступлении "Velvet Underground" и эти
картинки на стене - это очередная дурная затея старика Уорхола.
- Как дела, Энди? - спрашиваю.
- Да, вот сейшеним, - лениво отвечает художник и протягивает дозу зелья
Где я ? Уф-ф... Нет-нет, вы не думайте, я не заснул. Вернуться с небес
на землю помогло то, что в какой-то момент со сцены исчезли все
музыканты кроме барабанщиков. Ага, щас должно выстрелить... БАБАХ!
Получасовой барабанный сет! Каждый из барабанщиков обвешан со всех
сторон массой тарелок и ковбеллов, по которым с неистовой силой
колошматит. На экране в это время совокупляются мириады червячков
всевозможных цветов и оттенков. Круто играют, бесспорно. Очень круто. Не
Билли Кобрэм, конечно, но все-таки. Ну, что еще можно написать про
выступление двух барабанщиков? Оценивать это бессмысленно, надо было
прийти и услышать-увидеть самим. По большому счету, к музыке Умки эта
часть концерта имела весьма опосредованное отношение (может, поэтому
именно это мне и понравилось). Единственное что... Немного жалко, что
оставшись вдвоем, два первоклассных барабанщика так и не вышли из
размера в четыре четверти. Немного скучновато, все-таки. Хотя, судя по
реакции публики, ей так не показалось. А может она просто и не знает о
других размерах? Надеюсь, все-таки знает.
Постепенно музыканты возвращаются на сцену и заканчивают этот
затянувшийся джем-сейшн. Под конец, чтобы немного ублажить излишне
шокированных и неврубившихся, две песни - "Иногда не здесь" и "Станция
PeaceDeath". С этими песнями всё просто - сыграно, слажено, без глючных
звуков. Даже видеоряд стал радужно-весёлым. Типа хэппи-энд. "А теперь
сюрприз!", - радостно объявляет Умка, - "Это было кино "ВидеоДома", а
теперь мы вам свое кино покажем! Мы тут клип сняли. А потом мы вам
покажем еще одно кино, оно правда на английском, без перевода, ну там
всё понятно "Электро-прохладительный тест" называется".
Ну вот. Всё стало на свои места. Главные герои наконец-то названы - Том
Вулф и Кен Кизи. Как я и думал. Ну, про кино я вам писать не буду,
захотите - сами посмотрите, а еще лучше книжку прочитайте, а про клип -
напишу. На MTV его все равно не покажут. И совсем не потому, что Умка и
сотоварищи - это якобы андеграунд. Да и снят он на отличную песню -
"Стеклянную рыбку". Просто снят он через одно место. Вы уж меня
простите, но на фига его было вообще снимать - непонятно. Конечно ясно,
что затраты на этот клип нулевые: все снято на бытовую камеру, причём
даже не закрепленную на штатив. В клипе мелькают размытые кадры с
концерта в "Свалке", купающийся ребенок, мещанские сувенирные стеклянные
рыбки, и Аня, которая надела на пальцы рук стеклянные и войлочные
мини-валенки и откаблукивает ими по журнальному столу. Короче, более
невнятное видео снять было сложно. Даже обидно за Анино потраченное
время. Могла бы еще одну прекрасную песню написать.
Вот, собственно, и всё. Остается пожелать, чтобы это был не последний
"необычный концерт" Умки и "Броневичка". Если это так и будет, то
настоятельно рекомендую посетить его всем относящимся к Умке критически,
а так же поклонникам старой доброй психоделики. Все-таки, наверное, в
Москве "Броневичок" делает ее круче всех. И уж если и делать ее, то
пусть так. И пусть это делают они.
Олег Лукьянов,
специально для РокмЬюзик.Ру
Вернуться на
главную
Афиша
всех событий в Москве
Рекламная служба
Гуру Кен - ШОУ
Приглашения на мероприятия
посредством
электронной почты.